![]() |
Юрий Калюта |
---|---|
![]() ![]() В жемчужной гостиной муза живет, Кружево мыслей тихо плетет, Изо дня в день я не вижу ее, Зная, что здесь все ее бытие. Я потихоньку взгляну на портрет. В очень богатый вхожу я сюжет. Я уже верю - Она - это я, Что-то во мне вдохновило Тебя. Кисть написала пером на холсте Жизни кусочек ее, в суете Мог не заметить Ты - женщин здесь две. Муза святая и я на холсте ,,, 14 января 2001 г. |
Главной задачей творчества художника Юрия Витальевича Калюты, его концепцией является человеческая душа, затерявшаяся в современном мире, вечно человеческие ценности, которые остаются, когда сойдет пена, когда исчезнут актуальные темы, очень волнующие нас сейчас, но совершенно не интересные для будущего поколения. Творческая деятельность началась в 1989 году. Персональные выставки :
|
Романтическая направленность в искусстве сегодня - возможно ли это в такое жестокое и противоречивое время? В творчестве петербургского живописца Юрия Калюты проявляется то неоспоримое тяготение к определенному эмоциональному настроению, которое мы привыкли называть "романтическим". Светлая, радостная, возвышенная и немного напоминающая сказку жизнь привлекает художника. Жестокость современного бытия не пробуждает в его душе желания запечатлеть все это на своих холстах. Собственный внутренний мир и мир, близких ему людей открывают для него особый пласт в познании действительности. Здесь он погружается в подсознательное путешествие, дающее возможность детального изучения своей личности - личности творца, которая воспринимает реальный мир только через свое "я". Однако трудно обвинить художника в какой-либо односторонности. Именно в ней кроется секрет его искусства. Художник влюблен в жизнь, в мир своего дома и семьи. Гармония и красота, - вот те принципы, на которых основывается творчество мастера. Любимая тема художника - портрет, причем жанровый. Может быть, именно через жанровость он и пришел к театрализации изображения. Холст для него становится подмостком сцены, где происходит увлекательное действо. Магия перевоплощения помогает ему войти в другие временный измерения и представить людей, знакомых ему, в разных образах, близких и понятных самому художнику. ("Клеопатра", "Гейша", "Автопортрет с женой", другое название - "Арлекин и Пьеро", "Стрижка в красной мастерской", "Поединок"). Он как умелый режиссер создает динамичные мизансцены на своих холстах, включая в эту тонкую игру и нас, зрителей, предлагая вместе с ним попытаться уйти от надоевшей повседневности. Духовный мир человека и его познание стали лейтмотивом творческого искания мастера. И здесь в свои права вступают незабытые уроки традиционной школы Петербургской академии художеств, в которой все обучение базируется на художественном наследии прошлого. В работах Калюты можно уловить преемственность разных культурных пластов, в особенности культурно-гуманистического пафоса Ренессанса. Многие портреты мастера своим композиционным решением, ритмической собранностью и световым колоритом напоминают портретные изображения Великих Испанцев 16-17 веков ("Диптих", "Семья", "Портрет жены", "Мадонна", "Серебряный портрет".) В них он приближается к осмыслению художественных концепций Ренессанса, выявляя в первую очередь жизнь человеческой души и ее гармоничное начало. Здесь художник уже выступает как зрелый аналитик, детально и объективно изучающий свою модель. Неоднократно в своем творчестве художник обращается к теме автопортрета. В этих работах художник стремится увидеть не зеркальное отражение себя, а раскрыть для нас истинную сущность творца. Его автопортреты - своеобразная декларация обретенных нравственно-этических принципов. Кульминацией портретов Калюты стали женские образы. Лиризм и тишина, окутанная задумчивой грустью, наполняют полотна художника, заставляя нас поверить, что красота еще жива и есть, кому ее воспевать. ("Девушка в красном", "Портрет девушки", "Девушка с кораллами", "Мелисса", "Марина", "Портрет Лизы Ким", "Портрет жены в китайской шляпе"). У Юрия Калюты свое колористическое виденье, свои композиционно-пластические приемы и своя сюжетная проблематика, что и отличает его от других живописцев. В его холстах нет композиционной усложненности и какой-либо нарочитости в организации всего пространства, тогда как цвет, наоборот, придает им заманчиво декоративный вид. Темперамент - важнейшая черта манеры Калюты: прихотливая, почти графическая линия придает форме эмоционально-экспрессивное начало Одна из сильных сторон дарования художника - ритмическая организация изображения. Его композиционные построения всегда ясно читаемы. Особое значение придается фону, задача которого - создание определенного драматического начала в картине. Эмоциональная атмосфера полотна выражается не только через сюжет, а посредством его цветовой разработки. Черный цвет является объединяющим началом ярких и насыщенных цветовых пятен холста, дающим ему единство и однородность. "Цветомышление" Калюты опирается на наследие классического европейского колоризма и на традиции монументально-декоративного искусства. Манера письма Калюты чрезвычайно разнообразна: от жидких лессировок с тонкими прописями он переходит к развитой "артикуляции" живописного мазка. Прошло около одиннадцати лет самостоятельного творчества Юрия Калюты (Окончил Петербургскую Академию Художеств, мастерская монументальной живописи под руководством А. А. Мыльникова в 1989 году), и стали видны результаты постоянной и с первого взгляда незаметной его работы над основами своего изобразительного языка и собственной образной системой. Эмоциональная и поэтический структура произведений Калюты стала воплощением одухотворенности и радости бытия. |