Борис Пленкин

Народный художник России, академик Российской Академии художеств
Борис Алексеевич Пленкин

Первая серьезная работа Б.Пленкина была посвящена труду. Тема труда - не случайная тема в творчестве Пленкина. Сильным, волевым и духовно богатым людям посвящает скульптор свое искусство, их считает истинными вдохновителями серии "Рабочий класс", созданной им в тесном "содружестве" со сталеварами, прокатчиками и мартеновцами. Свое эстетическое кредо мастер определяет так: "Средствами пластики рассказать о душевной красоте нашего рабочего человека". В жизни Пленкин отыскивает не столько типическое, сколько близкое тому, что как-то созвучно внутреннему "я" художника. Пленкин не связан ни с каким условным, формальным приемом. В обрисовке характеров и пластическом выражении замысла он исходит всегда из натуры, в ней отыскивает логику композиции и гармонию главных пластических связей. Какими бы ни были герои Пленкина - красивыми или чуть грубоватыми по внешнему облику, - они запоминаются, прежде всего, своей одухотворенностью, богатством душевного мира. В декабре 1970 года за серию "Рабочий класс" Борису Алексеевичу Пленкину было присвоено звание заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР имени И.И. Репина. Оставаясь ведущей в искусстве Пленкина, тема труда не исчерпывает полностью творческих интересов скульптора. Еще в 1961 году Пленкин задумал статую "На мирной земле". Здесь снова портрет не одного человека, но целого поколения, не литературный рассказ, а раздумье над судьбами тех, кто прошел войну. Суровая пластика, четкие обобщенные и чеканные формы доносят до зрителя главную мысль автора. Тяга к решению монументальных задач сказывается и в другом произведении Пленкина - "Маяковский" (Ленинград 1976 г., гранит). Каждая скупо отобранная деталь служит выражению сильного и страстного характера и свидетельствует о том, что художник последовательно шел по пути поисков лаконизма в обрисовке образа. Здесь все должно соответствовать чеканному ритму стихов поэта.

Не прожитыми годами измеряется значение художника. Важна степень отдачи, тот творческий потенциал, который побуждает к непрерывным исканиям. Пленкину свойственна особая романтизация образов, стремление подчеркнуть возвышенные черты характера и выяснить интеллектуальное богатство своих героев. Художника интересует не выражение какого-либо одного, конкретного состояния, конкретного действия. За неповторимостью поз и жестов, за естественной непринужденностью движений чувствуется строгий отбор, желание увидеть все то прекрасное, что кроется за обыденным, и выделить типическое.

Н. Станкевич


Народный художник России, академик Российской Академии художеств Б. Пленкин с 1957 года принимал участие во всех художественных, всесоюзных, республиканских, городских выставках России. Скульптуры Б. Пленкина были представлены на зарубежных выставках: во Франции, Италии, Германии, Дании, Финляндии, Венгрии, Китае, Монголии. Произведения находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих республиканских и областных музеях России.
Народным художником России Б. Пленкиным создано 24 монумента, из них самые крупные:

  • Поэту В. Маяковскому в С.-Петербурге и Новокузнецке
  • С. Кирову, в г. Уржуме
  • В. Ленину, в г. Железногорске
В Санкт-Петербурге установлено 6 памятников, два из которых посвящены:
  • композитору П. Чайковскому, в Таврическом саду,
  • Котину (изобретателю танков "ТТ" на Кировском заводе)

Для связи отправьте сообщение:
Ваш E-mail: